royal_farr (royal_farr) wrote,
royal_farr
royal_farr

Categories:

Эта весёлая Папуасия



Рэсколизм (от ток-писин raskol — «бандит», восходит к англ. rascal — «плут», «шельмец», «негодник») — криминальный феномен, распространённый в крупных городах Папуа — Новой Гвинеи (ПНГ), прежде всего, в столице страны — Порт-Морсби, а также в городе Лаэ.
Представляет собой особую субкультуру и, одновременно, систему молодёжных банд, занимающихся убийствами, насилием, похищениями людей, грабежами, вымогательством и кражами в городах и селениях ПНГ.

ПНГ — страна с одним из самых низких уровней жизни в регионе, до 85 % населения которой заняты в традиционном (натуральном) сельском хозяйстве.
Экономика носит преимущественно сырьевой характер, при этом уровень безработицы, особенно среди молодёжи до тридцатилетнего возраста, очень высок (ежегодно из 80 тыс. молодых людей работу находит только около 5 тыс.).
В государстве также высок и уровень коррупции (ПНГ входит в число наиболее коррумпированных стран мира). Полицейское насилие, включая пытки полицейскими арестованных и заключённых, по оценкам экспертов ООН, стало в ПНГ «регулярной практикой».
На этом фоне в ПНГ идёт процесс урбанизации: коэффициент урбанизации составляет 2,9 % в год — один из самых высоких в Океании (после Соломоновых Островов и Вануату). Как отмечает российский исследователь явления рэсколизма, профессор В. Н. Тимошенко, основной движущей силой урбанизации является распад традиционной сельской общины и распространение капиталистических отношений в ПНГ.
Урбанизация влечёт отток населения (преимущественного молодого) из деревень в города. При этом, не имея возможности найти работу и обеспечить себе достойный уровень жизни, а также адаптироваться к непривычной для себя среде, такие молодые люди объединяются с себе подобными и выбирают наиболее простой, в их понимании, путь к «лёгкой жизни» — путь совершения преступлений. Многие члены рэскол-банд признают, что втянулись в криминал после того, как родители отправили их в город на заработки.
Необходимо учитывать и особенности менталитета коренных жителей ПНГ, в сознании большого числа из которых сохраняются пережитки общинного «примитивного коммунизма». Поэтому присвоение чужой собственности, с точки зрения участников рэскол-банд, иногда даже не выглядит преступлением как таковым, а представляет собой способ «справедливого» (с традиционно-общинных позиций) перераспределения материальных благ. Как говорят сами участники группировок, «мы никогда не думаем убивать людей, мы лишь хотим напугать их, чтобы взять то, что мы хотим взять».

Считается, что первые рэскол-банды появились в Порт-Морсби в конце 1960-х гг. В 1968—1975 гг. банды организовывались и сосредотачивали свои ресурсы, в период с 1975 года по начало 1980-х гг. они становились более институциализированными и расширяли свои операции, в частности, в сфере воровства и распространения наркотиков, а к 1985 году превратились в мощные, сплочённые преступные сообщества.
В настоящее время крупнейшие рэскол-банды настолько мощны, что некоторые исследователи говорят о «гражданской войне» между бандитами и силами правопорядка, причём по ряду параметров рэскол-банды нередко превосходят последних.
У банд имеется на вооружении как холодное, так и огнестрельное оружие, большинство из которого приобретено нелегально; арсенал бандитов обширен: от новейших заводских марок до самодельных ножей и пистолетов.
Рэскол-банды проявляют себя практически во всех видах преступной деятельности: от краж из автомобилей до грабежей, убийств и изнасилований. Особый вид деятельности банд составляет сотрудничество с международной организованной преступностью в связи с контрабандой наркотиков в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию; наблюдается тенденция и к сближению рэскол-банд с китайскими этническими преступными группировками, действующими в ПНГ.
Доходит до того, что рэскол-банды облагают данью небольшие города (как, например, город Каинанту) или вводят там свои правила и порядки. Сообщается также, что бандиты устроили террор и взимание дани на такой важнейшей транспортной магистрали ПНГ как Горное шоссе; при этом лидеры бандитов хвастаются, что застрелят любого полицейского, который отважится открыть охоту на них.
Отмечаются процессы взаимодействия рэскол-банд с миром политики, большого бизнеса и правоохранительными органами ПНГ.
Рэсколизм как своеобразная идеология и образ жизни привлекает молодёжь из поселений в окрестностях Порт-Морсби тем, что предлагает им идентичность, основанную не на прежнем племенном статусе, а на новом статусе членов неплеменной общности, а также чувством защищённости, компаньонством, возможностью обладания оружием и деньгами. Такие выходцы из «традиционных местностей» и рекрутируются в банды.
Отношение населения к рэскол-бандам неоднозначное. С одной стороны, по свидетельству австралийских полицейских, участвующих в борьбе с бандитами, многие из жителей ПНГ испытывают своего рода ностальгию по колониальным временам, когда «киапы», то есть австралийские полицейские офицеры, патрулировали их деревни, подавляя племенную вражду и пресекая насилие, которое превалирует сейчас.
На сегодняшний день известно 4 крупных преступных конгломерата — «Bomai», «Koboni», «Mafia» и «Brigade 585» — каждый из которых включает в себя более мелкие рэскол-банды. Во главе каждого из конгломератов стоит лидер, называемый «отцом» (father) или «большим человеком», бигменом (big man), чей авторитет подкрепляется опытом и умением обеспечивать «хорошую жизнь» для членов бригад.
В настоящее время различные рэскол-группировки не враждуют между собой, поскольку объединились перед лицом общего врага — полиции. Тем не менее, в Порт-Морсби территория между бандами тщательно поделена, границы влияния той или иной банды обозначаются посредством соответствующих граффити.
Сами банды строятся по принципу соседства, этническая составляющая роли не играет.
Возраст членов рэскол-банд — от 15 до 25 лет. Вхождение в банду и выход из неё носят добровольный характер, внутренними «законами» группировок не регламентируются, в силу чего лидеры банд никогда точно не знают, сколько именно у них на данный момент «подчинённых».
Женщины, как правило, не принимают участия в деятельности рэскол-банд, однако в отдельных случаях они выполняют для нужд группировок такие функции как наблюдение, доставка еды и алкоголя, планирование преступлений, сбыт краденого.
Часть населения в членах рэскол-банд склонна видеть «благородных Робин Гудов», «борцов за справедливость», противников коррумпированной власти и богатых.
Сами члены банд, по вполне понятным причинам, стараются поддерживать в глазах определённой части общества свой имидж «борцов за справедливость» и «против полицейского произвола». Так, один из членов банды утверждает: «Полиция, которую мы знаем, очень опасна. Они прибывают в селение и отбирают еду, вещи и пиво у людей». Необходимо тут отметить, что полиция ПНГ во многом сама способствует формированию у населения негативного к ней отношения, поскольку многие из полисменов участвуют в незаконных арестах, пытках, насилии над детьми и подростками, иных противозаконных действиях.


Попячено из Вики
Плюс https://russian7.ru/post/bandity-papuasy-pochemu-ikh-schitayut-sam/

Tags: Бремя белых, Великая Война, колониальное, матчасть, младшие братья по разуму
Subscribe

Posts from This Journal “колониальное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments